О ПРИЧИНАХ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ КНИГИ ИОСИФА ОРБЕЛИ

Фуад Ахундов

ПОЧЕМУ Я РЕШИЛ ОТЫСКАТЬ ЭТУ КНИГУ…

ЧТО ЗАСТАВИЛО И.ОРБЕЛИ ИЗЪЯТЬ И УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ ТИРАЖ СВОЕЙ КНИГИ

ГЛАВНАЯ АЛБАНСКАЯ НАДПИСЬ ГАНДЗАСАРА

АРМЕНИЗАЦИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ НАДПИСЕЙ ГАНДЗАСАРА

ТЮРКИЗМЫ В НАДПИСЯХ ГАНДЗАСАРА

ВЕРДИКТ: И.ОРБЕЛИ ЗАШЕЛ «СЛИШКОМ ДАЛЕКО» В РАЗОБЛАЧЕНИИ АРМЯНСКИХ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ

ПРОТИВОСТОЯТЬ ПОПЫТКАМ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ

МИРОВАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И НАУКА ОБЕСПОКОЕНЫ АРМЕНИЗАЦИЕЙ НАСЛЕДИЯ АЛБАНСКОЙ ЦЕРКВИ И НАРОДОВ

ФОТОГРАФИИ ГАНДЗАСАРСКОГО МОНАСТЫРЯ, СДЕЛАННЫЕ ПИОНЕРОМ РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ Дм. ЕРМАКОВЫМ. НАЧАЛО XX в. (НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ГРУЗИИ)



ПРОТИВОСТОЯТЬ ПОПЫТКАМ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ

Несколько лет назад, когда в Гандзасарском монастырском комплексе по инициативе армянской стороны начались «реставрационные» работы, вскрылись новые факты фальсификаций и уничтожения древнего албанского наследия.
Тогда благодаря армянским прессе, ученым и общественным деятелям выяснилось, что под видом реставрации идет процесс тотального уничтожения остатков албанского наследия Гандзасара.

Напомним, что летом 2011 года по инициативе армянского предпринимателя Левона Айрапетяна начались работы по облицовке ограды Гандзасарского монастыря. Против этих работ высказались даже армянские архитекторы, историки и деятели, поскольку переделка построек и ограды Гандзасарского комплекса сводила на нет попытки армянской стороны внести комплекс в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. То есть так называемые «реставрация, укрепление и облицовка» имели целью уничтожить прежний вид памятника истории.

Член Союза архитекторов Армении Манушак Титанян выступила категорически против облицовки стены. Архитекторы должны знать, что стена при облицовке не укрепляется, подчеркнула она. «Это абсолютная безграмотность, потому что, облицовывая слабую стену, они ослабляют ее еще больше», – резюмировала М. Титанян.

«ЮНЕСКО откажется включать в свой список Гандзасарский монастырь из-за нового варианта оградительной стены», – заявил тогда журналистам специалист по армянской архитектуре Самвел Карапетян. С.Карапетян отметил, что подобные инциденты уже были. В частности, он показал фотографии монастыря Шошка, находящегося в оккупированном Аскеранском районе Карабаха, до и после восстановления. «В восстановленном виде монастырь не отражает дух изначального строения. Это не единственный пример, к сожалению, таковых много. И теперь то же самое происходит с Гандзасарским монастырем», – констатировал он.

«Гандзасарский монастырь не состоит в списке памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО, однако в будущем его не удастся включить из-за новой оградительной стены», – отметил он, напомнив, что армянская сторона до сих пор не обращалась в ЮНЕСКО с тем, чтобы зачислить Гандзасар в этот список, и доселе неизвестно, когда обратится.

С.Карапетян утверждает, что со времени строительства (XIII в.) монастырь имел ограду, возможно, она существовала и раньше, поскольку ранее на месте Гандзасара находилось культовое сооружение.

Еще в 2011 году С.Карапетян заявил, что ограда Гандзасара была отреставрирована в XVII веке, а в XIX и начале XX века она была частично восстановлена. «Реставрация, осуществленная в 80-х годах по инициативе управления по охране памятников Азербайджана, не бросается в глаза, так как проведена в полном соответствии со старой кладкой», – сказал армянский специалист, высоко оценив уровень работ, проведенных азербайджанскими реставраторами в советское время. Эксперт считает, что «в результате нынешних восстановительных работ получится оградительная стена 2011 года, а не восстановленная стена XIII века».

О том, что попутно уничтожаются древние албанские надписи Гандзасара, открыто заявил священник Григор Маркосян, который с 2006 года является духовным пастырем Гандзасарского монастырского комплекса.

«Я долгое время молчал, но потом предложил посмотреть имеющиеся в притворе надписи. Половины их уже нет. Многие надписи мы потеряли – камни сломаны, рядом уложены другие камни...», – сказал Григор Маркосян. По его словам, если ЮНЕСКО не включит Гандзасар в Список памятников всемирного наследия, то причина в первую очередь будет заключаться в утраченных надписях на ограде притвора, что является делом рук армян.

Как сообщил в беседе с корреспондентом АрИнфо «министр туризма» так называемой «Нагорно-Карабахской Республики» Сергей Шахвердян, вопрос включения Гандзасара в Список всемирного наследия ЮНЕСКО уже несколько лет обсуждается с представителями этой организации. Однако переговоры не имеют результатов, поскольку Гандзасарский монастырь подвергался и подвергается многочисленным перестройкам, которые не позволяют его фиксировать как объект наследия ЮНЕСКО.

Свое мнение по этой проблеме высказывала и азербайджанская сторона, серьезно обеспокоенная уничтожением албанского культурно-исторического наследия на оккупированных Арменией территориях Карабаха.

«Армянская сторона не разрешает направить техническую миссию ЮНЕСКО на оккупированные территории Азербайджана», – отмечала первый секретарь национальной комиссии ЮНЕСКО по Азербайджану Гюнай Эфендиева на международной конференции «История и культурное наследие этносов Кавказской Албании в контексте прав человека», проходившей в июне 2014 года в Баку.

Азербайджан не имеет возможности охранять свои памятники, расположенные на оккупированных территориях, а ЮНЕСКО не удается направить туда техническую миссию из-за неконструктивной позиции Армении, констатировала она.

Назад         Далее

 

2019 © karabakhchurch.com

Flag Counter